Покупка старого мотоцикла – это не китайская грамота. Вооружившись небольшими вкраплениями здравого смысла и парочкой простых советов, любой сможет провернуть выгодную для себя сделку.
Скорее всего, вы знаете, какой мотоцикл вам нужен, если это не первый опыт покупки. Если первый, тогда перейдём к следующему логичному шагу и заранее узнаем о том, как проверять мотоцикл перед покупкой. У многих мотоциклов есть свои отличительные характеристики, которые неопытный мотолюбитель может принять за серьёзные недочёты. Например, у BMW при запуске двигателя обычно идёт дым, если его припарковать на левую подножку. Это просто побочный продукт выхлопной системы, который ни в коем случае не означает, что у движка испортились поршневые кольца или что-то ещё. Тут как раз «что-то ещё», чего человек, незнакомый с особенностями данной модели, не знает.
Также не мешало бы подтянуть базовые технические познания. Не нужно быть опытным механиком, чтобы купить б/у мотоцикл, однако следует хотя бы знать, как выглядит стёртое цепное колесо или как определить необходимость замены подшипников поворотного кулака.
Кузов
- Топливный бак: общее состояние и краска.
- Крылья и боковые крышки: осмотрите на наличие царапин, вмятин, отломанных ушек у боковой крышки.
- Сиденье: проверьте на наличие износа и отсутствующих элементов обшивки, вылезшей обивки.
- Краска и хром: осмотрите подвергавшиеся ремонту места, общее состояние. Хром должен сиять и не иметь ржавчины.
- Ветровое стекло: должно сидеть прочно. Имеются ли трещины или засаливание?
- Кофры: осмотрите жёсткий кофр на наличие повреждений, мягкий – на наличие разрывов или истирания, а особенно – боковые крышки колеса.
Двигатель/Трансмиссия/Сцепление
- Масло: уровень должен быть нормальным, а само масло сравнительно чистым. Чистота – вещь, конечно, субъективная. Если есть сомнения, узнайте, когда последний раз менялось масло.
- Утечка масла: сейчас же не 1965 год, такой проблемы быть не должно.
- Запуск/работа двигателя: многие продавцы разогревают его, что может ввести в заблуждение.
- Двигатель должен легко заводиться, даже будучи холодным, а нагреваться в течение нескольких минут.
- Дым: сильный, чёрный или синий – повод насторожиться и отказаться от покупки.
- Холостой ход/газ: разогретый движок должен работать без проблем и держать холостой ход при невысоких оборотах. Также он должен плавно откликаться на газ. Если до набора оборотов двигатель фыркает и захлёбывается – что-то не так.
- Шум двигателя: у любого нормального двигателя должен быть достаточно тихий звук, хотя у некоторых, из-за конструктивных особенностей, он громче, чем у других. Стуки, треск и грохот часто свидетельствуют о надвигающихся проблемах. Незначительные дефекты могут вызывать изменение в звуке мотора, услышать которое можно, обладая подготовленным слухом. Если от мотора исходит нехарактерный звук, скорее всего, присутствует дефект.
- Трансмиссия: лучшего всего проверять во время езды, так как шансов на то, что всплывёт какой-либо недостаток больше. Говоря в целом, коробка передач должна легко переключаться и ни в коем случае не «соскакивать» со сцепления. Если нет возможности проверить «железного коня» на ходу, можете попросить продавца попереключать передачи. Прислушайтесь, «соскакивает» ли передача: это может свидетельствовать о проблемах с коробкой передач.
- Сцепление: проверьте, чтобы оно было как следует отрегулировано и не тянуло или проскальзывало. Как и в случае с трансмиссией, сцепление лучше проверять во время езды.
- Выхлопная труба: осмотреть на наличие внешних повреждений, вздутой ржавчины. Есть ли повреждения у двигателя, а особенно – на головке цилиндра? Утечек быть не должно.
Руль/Управление/Переключатели
- Руль, рукоятки и зеркала: рукоятки руля должны быть прямыми, ручки – в хорошем состоянии, зеркала – на своём месте.
- Рычаги: должны быть прямыми и правильно установлены; проверьте концы на наличие царапин, которые могут подсказать, падал ли мотоцикл.
- Переключатели: убедитесь, что они в рабочем состоянии, искропад во время эксплуатации указывает на неисправность.
- Проводка: скруток быть не должно. Осмотрите участки с резиновой обкладкой на наличие разрывов. Проверьте укладку проводов, а особенно плотно ли сидят незавдоские ручки.
Топливный бак/Магистраль и топливный кран
- Топливный бак: проверьте на наличие ржавчины внутри. Бак должен быть надёжно закреплён, кроме того, не должно быть никаких утечек.
- Топливные шланги: должны быть надёжно закреплены и в хорошем состоянии.
- Топливный кран: если он один, убедитесь, что он легко поворачивается и не протекает.
Система охлаждения (если имеется)
- Утечки: должны отсутствовать.
- Уровень охлаждающей жидкости: должен быть заполнен примерно наполовину: между максимальной и минимальной отметкой.
- Датчик температуры: даже при разогретом движке показания должны нормально читаться.
- Вентилятор радиатора: он может работать по-разному. Владелец мотоцикла или в руководстве по эксплуатации должны снабдить вас более конкретной информацией, но главное, что вентилятор должен срабатывать, как только датчик приближается к красной отметке и иногда, когда мотоцикл припаркован с горячим двигателем, даже если двигатель заглушён.
Шины/Колёса и цепные колёса
- Шины: большая часть протекторов должна быть без плесени.
- Колёса: осмотрите колесо на наличие вмятин. Если возможно, прокрутите его. Если оно заметно шатается, колесо нужно надёжнее зафиксировать или заменить, если оно цельнолитое.
- Спицы: должны быть натянутыми и прямыми. Легонько простукайте каждую спицу ручкой или отвёрткой. Натянутая спица будет звенеть, а плохо натянутая издаст глухой звук. Изогнутые спицы следует заменить.
- Подшипники: с ними не бывает проблем, если только они не пострадали от сильного напора моющего аппарата или у мотоцикла очень большой пробег. Колёса должны вращаться свободно и без сильного люфта.
- Цепь: должна быть как следует смазана и натянута.
- Заднее цепное колесо: зубья должны быть правильно выставлены и прямые. Если они висят, согнуты или не попадают в цепные колёса, цепь следует заменить.
- Ремень: проверьте на наличие надрезов, обрезов, степени истирания и крепление.
- Приводной ремень: обратите внимание на степень износа, сколотые зубья и внешние повреждения;
- Кардан/задняя часть кузова: проверьте наличие утечек; убедитесь, что колесо вращается легко и без постороннего шума.
Электроника/Приборы
- Аккумулятор: должен без проблем заводить мотоцикл.
- Огни: проверьте поворотники и стоп-сигнал по очереди, не забудьте удостовериться в работоспособности ближнего и дальнего света. Убедитесь, что все световые индикаторы и приборы функционируют как надо.
- Звуковой сигнал: либо в рабочем состоянии, либо нет.
- Оборудование: всё электрооборудование должно быть установлено надлежащим образом. Если оно выглядит как попало, не сомневайтесь, что придётся тратиться ещё и на устранение этой проблемы.
- Электропроводка: осмотрите на наличие изоленты или проводов, скрученных в жгуты, это говорит нам о том, что кто-то там успел напортачить.
- Зарядка: при запущенном движке нажмите на тормоз (чтобы включить стоп-сигнал) и следите за светом, пока обороты увеличиваются. После срабатывания системы зарядки свет должен стать немного ярче.
- Приборы: показания должны быть отчётливо видны, а сами приборы работать без сбоев.
Проверьте подшипники поворотного кулака, двигая вилку в направлении задней части мотоцикла. Если она свободно шатается, подшипники плохо зафиксированы. Кроме этого, вилка должна без труда качаться из стороны в сторону; если этого не происходит, возможно, подшипники повреждены.
Вилка передней оси
- Подшипники вилки поворотного кулака: проверьте степень шатания и повреждений; дефектные подшипники следует заменить.
- Трубки руля: если смотреть сбоку, они должны быть абсолютно прямыми.
- Сальники вилки: осмотрите на наличие утечек, разрывов на противопылевых колпаках и признаков износа трубок руля в местах, где они проходят через сальники.
- Центровка: трубки руля должны быть параллельны, а колесо отцентрованно. Когда руль смотрит вперёд, переднее колесо также должно стоять ровно.
- Клипоны: убедитесь, что все хомуты тормозного шланга и провода тахометра лежат на своём месте.
Рама/Подвеска задних колёс
- Рама: осмотреть на наличие признаков аварии, особенно вокруг вилки поворотного кулака. Перекрашенные участки, места сварки или глубокие царапины указывают на наличии определённых проблем. Если здесь появляются какие-нибудь сомнения, лучше отказаться от покупки.
- Задний амортизатор: проверьте на наличие утечек и надёжность крепления.
- Маятник/шарниры подвески: проверьте шат маятника; если на мотоцикле используется рычажная система, следует проверить каждый шарнир.
Прочее
- Идентификационный/регистрационный номер мотоцикла: изменённые, отсутствующие или не совпадающие номера – тревожный звоночек. Возможно, найдётся какое-нибудь убедительное объяснение этому, но лучше перед покупкой мотоцикла проконсультироваться в местном отделении регистрации транспортных средств.
- Послезаводские установленные запчасти: в лучшем случае вы получаете кота в мешке, особенно в случае с круизерами. Я всегда скептически отношусь к послезаводскому тюнингу мотоцикла. Одно дело – комплект оснастки выхлопной трубы и воздухозаборника, особенно если запчасти включены в покупку, но пока вы точно не узнаете, откуда эти детали, различные махинации с мотоциклом прошлого владельца могут стать настоящим наказанием для вас. Нужно быть осмотрительным в этом вопросе, если мотоцикл будет использоваться для ежедневной езды. Когда же речь идёт о таких незначительных деталях, как, например, кофры или ветровое стекло, то их всегда можно без труда снять и заменить на свои.
- Журнал прохождения техобслуживания: хорошо, если он есть, но мало кто из мотовладельцев хранит его.
- Документация: проверьте, чтобы все документы были заполнены, а титульный номер совпадал с регистрационным. Прежде чем осуществлять покупку, убедитесь, что абсолютно вся документация в порядке.
Первые впечатления
Первое впечатление о товаре остаётся неизменным. То же самое касается б/у мотоциклов. Исходя из моего опыта, мотоциклу, который выглядит потрёпанным, скорее всего действительно неслабо досталось (падения, аварии). Как правило, люди, которых не беспокоит внешний вид своего «железного коня», обычно не слишком-то пекутся и о его состоянии. В то время как однозначно существуют такие мотолюбители, которые чрезмерно гордятся тем, что ездят на видавшем виды байке, при этом, однако, не забывая о регулярном техобслуживании. Таких владельцев немного и встречаются они очень редко. Да, возможно, приземистые Vulcan/VTX/Virago или Volusia – это, фигурально выражаясь, алмазы среди кучи мусора, но шансов, что на поверку они сами окажутся этой кучей, всё-таки больше.